Выставочная деятельность

Выставочная деятельность – важнейший момент развития центра ремесел, способствующий более полной реализации его социальных коммуникативных функций. Выставка является результатом большой научно-исследовательской работы. Работа над выставкой начинается с определения идеи выставки, ее структуры, отбора экспозиционной методологии.

Тематика разнообразна: от основной - материальная и духовная культура аганских ханты, до «одиночной» - коллекции курительных трубок, макетов воздушных и морских судов, вышивок, плетений, кукол в национальных костюмах.

Выставочная деятельность – важнейший момент развития центра ремесел, способствующий более полной реализации его социальных коммуникативных функций. Выставка является результатом большой научно-исследовательской работы. Работа над выставкой начинается с определения идеи выставки, ее структуры, отбора экспозиционной методологии. На базе летнего хантыйского стойбища в Нижневартовском районе по инициативе Ф.С. Бондаренко открыт 16 февраля 1996 г. Аганский этнографический музей-театр.

Аганский этнографический музей-театр

Фекла Семеновна Бондаренко, когда еще была директором этого музея, вместе с небольшим коллективом, по крупицам собирала материалы, рассказывающей об истории, быте, обрядах и традициях Аганских хантов.

Фекла Семеновна Бондаренко

В то время штат музея состоял из двух человек: директора и хранителя фондов. Официально музейное здание было открыто и ведено в 1996 году, так как строительство было затянуто. В строительстве принимали участие 5 человек: Покачев Андрей Максимович, два брата-близнеца Покачевы Тихон и Михаил, Бондаренко Михаил и Кулинич Николай. В начале по крупицам были собраны истории села, предметы фондового хранения. Концепцией появления и развития этого несколько необычайного учреждения культуры стали идея изучения и сохранения традиционной культуры аганских ханты через зрительные образы и игры. Поэтому вполне понятны те внимания и скрупулезность, с которыми сотрудники музея комплектуют коллекцию «Куклы древнего Агана», быть может, лучшее в округе собрание детской национальной игрушки. Коллектив музея – театра изготовил атрибуты нескольких национальных игр, постоянно участвует в театрализованных праздниках «Прилет Вороны»,

«Медвежьи игрища», «Обряд рождения ребенка» многих других.

«Медвежьи игрища», «Обряд рождения ребенка» многих других

Зимняя изба была построена на реке Нань-еган на стойбище Покачева Галактиона. В 1998 году изба была разобрана с разрешения хозяев разобрали и перевезли в п.Аган на территорию музея.

Внутри избы вдоль всей передней стены в два метра шириной тянуться дощатые нары, застеленные лосиными или оленьми шкурами. Такая кровать может быть и устроена по левой стороне. Пол деревянный. Внутри жилища с правой стороны – расположен чувал, занимающий угол.

Зимняя изба

Чувал дает свет, тепло и возможность готовить разнообразную пищу. Это великое сооружение создал в давние времена неизвестный умелец. Из деревянных прутьев, связанных корнями кедра, сооружается остов печи. Затем из специально приготовленной массы: глины и соломы (травы) печь обмазывается со всех сторон. Прокалившись в единый монолит, она долгие годы служит своим хозяевам.

В ограде вблизи жилой юрты на деревянной подклети размещается печь для выпечки хлеба. Около печи столик и все необходимые принадлежности кухни.

Выставка «История образования и развития поселка Аган» жители и гости Агана могут посмотреть как начался развивать поселок с самого начала и его последующие годы. На ней выставлены различные фотографии, материалы жителей поселка.

Выставка «История образования и развития поселка Аган»

Для хранения продуктов, охотничьих припасов, одежды, шкур и прочих вещей недалеко от жилища ставили несколько хозяйственных лабазов на четырех столбах.

несколько хозяйственных лабазов

Хозяйственные лабазы подразделялись на два вида: продовольственные и для хранения вещей. Высоту они имели от двух и до пяти метров. Основание столбов обворачивали берестой, чтобы оно не подвергалось гниению. На столбе имеется фигурный выступ. Такой выступ предохранял от проникновения в лабаз грызунов. Лабазы строились без единого гвоздя, отсутствовал и прокладочный материал. Такая конструкция обеспечивала вентиляцию лабазов и способствовала хранению продуктов и вещей, сохранность которых время от времени проверяла женщина.

Конструкция постройки и внешний вид лабаза сходны во всех районах округа, хотя и имеют некоторые отличительные особенности. В отличие от наземных построек лабазы на столбах никогда не заносило снегом, и к ним всегда можно было пройти. Возле лабаза лежала бревенчатая с зарубками лестница, которая по мере надобности приставлялась к лабазу, затем убиралась. Делалось это для того, чтобы внутрь постройки не проникли росомаха или медведь, которые могли полакомиться продуктами или сломать постройку.

Крыша обычно делалась двускатная, покрывалась берестой, а сверху накладывались жерди, чтобы покрыть крышу берестой, кусочки бересты сшивались между собой корнями кедра. Заготовкой столбов, бревен, и установкой лабазов занимались мужчины. Сшиванием берестяного полотна и заготовкой кедрового корня – женщины. Заготовки делали обычно весной, когда береста легко отделялась от дерева. Береста меньше подвержена гниению, чем другие виды природных материалов. Береста всегда давала прохладу, исполняя роль термоса. Так, кувшины изготавливались из бересты. Вода в таких сосудах долгое время остается прохладной. Береза обладает бактерицидным свойством. Это светлое дерево помогает справится со многими болезнями и по убеждению ханты, положительно влияет на хранящиеся вещи и продукты, осуществляя взаимосвязь с добрыми духами. Она противостоит негативным силам, служа связующим звеном верхнего мира со средним, в котором находится человек, и с нижним миром-землей.

экспозиция

Наиболее значимые ежегодные выставки организованные за пределами музея: выездная выставка-ярмарка «Народное искусство Югры» в рамках VI Международного кинофестиваля «Дух огня»; «Народное искусство Югры» в рамках финала по биатлону сезона; участие в работе выставочной Акции «Музеи Югры в Москве»; участие в Международной выставке «Сокровища Севера», в настоящее время уже будет проходить 14 выставка; выставка-ярмарка сувенирной продукции на традиционном празднике «День рыбака и охотника»; выездная выставка-ярмарка ко Дню города в г.Лангепас, г.Покачи, г.Когалым и многие другие. Участие в городских выставках г.Нижневартовск, г.Покачи, г.Лангепасе: Декоративно-прикладное искусство «Наро дные умельцы»; в открытии выставки «Северная сюита», «Куклы».

экспозиция

В 2010 году были разработаны циклы мероприятий, посвященные 80 – летию поселка Аган, куда вошли литературно – художественный вечер «Сказки», лекция «История Агана», также сотрудники музея приняли участие в записи диска хантыйского фольклора Нижневартовского района, участвовали в городской выставке декоративно-прикладного искусства «Народные умельцы» и «Мастер года».

Были организованы выставки и творческие встречи с писателями и поэтами ХМАО-Югры. Гости познакомились с биографиями и с удовольствием посмотрели подаренные ими книги. В музее стали традиционными проведения ряд мероприятий посвященных Году Семьи:

экспозиция

- «У семейного очага» - это сохранение и укрепление семейных традиций ханты, приобщение подрастающего поколения к преемственности народных традиций – цель традиционных посиделок. Участники делятся знаниями о семейных традициях, которые хранятся и передаются на протяжении многих лет в их семьях, как ежедневно родители воспитывают детей, своим примером в труде, в общении.

- «Семейные традиции народа ханты» лекции читают сотрудники музея. В лекциях рассказывается о семейных традициях бытовавших ранее, и дошедших до наших дней. Лекционный материал сопровождался демонстрацией предметов быта и декоративно-прикладного искусства.

Семейные традиции народа ханты Семейные традиции народа ханты

Коллекция «Одежда» включает в себя верхнюю одежду, нательную одежду, обувь, головные уборы. Коллекция разделена по возрастному признаку: мужская, женская и детская; по функциональному использованию: (повседневная, праздничная, обрядовая); по местонахождению в составе комплекса и составным частям: нательная (платье, рубашки), верхняя («сах», малица, кумыш), головные уборы (меховые шапки, платки), по типу материала и способу изготовления: кожа, мех, ткань фабричного изготовления. Обувь так же, делится на зимнюю и демисезонную, и по возрастам.

Коллекция «Одежда»

Коллекция «Детская игрушки». Она поделена на игрушки животных и птиц, куклы, подвижные и настольные игры. С детства ребенка приобщали к взрослой настоящей жизни. Концепция воспитания отражалась в играх и раннего привлечения к труду. Игрушками служили миниатюрные копии вещевого набора взрослых. У девочек - куклы, посуда из бересты, ночные и дневные люльки; у мальчиков – лодка или облас, колодка оленья и собачья, весло, корневатик. Детские куклы имеют одну особенность – у них нет лица: глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица – это уже изображение духа, который требовал заботы и почестей, а если их не получал, то мог принести владельцу. 83 музейных предмета насчитывает эта коллекция.

Коллекция «Детская игрушки»

Коллекция «Музыкальных инструментов» представлена в 9 предметах: струнных, смычковых, ударных, язычковых.

Коллекция «Музыкальных инструментов»

В октябре 2010 году коллекция музыкальных инструментов пополнилась еще одним очень редким – это «шея журавля или лебедя». Он был сделан молодым мастером, изготовленный по старым утраченным технологиям.

Коллекция «Музыкальных инструментов»

Хлебная печь – удивительное сооружение: полукруглая, несколько вытянутая в длину. Прежде чем приступить к работе, закладывается её основание. Каркас придает печи необходимую форму и принимает на себя нагрузку, пока сооружение не будет готово. Поэтому ветви черемухи или тальника, сходного материала каркаса, подбирают достаточной толщины и прочности. Прутья обрезают и изгибая дугой, вставляют в отверстие рамы так, чтобы получилась кругообразная конструкция. Размеры печи могут быть различны. В большой степени это зависит от количества семьи, которую ей предстоит обслуживать. Большое значение для дальнейшей эксплуатации и обслуживания печи имеет качество глина. Глина замачивается на несколько суток. Затем её смешивают с большим количеством травы. Полученной глинисто-травяной массой тщательно облепливают каркас печи, формируя её стенки. После того, как печь приобрела свою форму, её поверхность замазывается чистой глиной и затирается. Печь готова. Теперь остается возвести над ней навес для защиты от снега и дождя, и обжечь глину в печи.

Хлебная печь

Около суток печь будет сохнуть сама, а потом в ней разводят костер. В такой печи очень вкусные получались пироги с рыбой и ягодой.

вкусные получались пироги с рыбой и ягодой

Выставочная, экспозиционная деятельность – один из наиболее эффективных методов привлечения посетителей.

Выставочная, экспозиционная деятельность

 

Количество просмотров: 812
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: